Детский психолог не занимается лечением психических заболеваний, но решает проблемы, возникающие во время общения и обучения ребенка в разные возрастные периоды.
Основные направления в работе детского психолога:
1. Наблюдение. В процессе наблюдения психолог целенаправленно прослеживает поведение детей и строго фиксирует увиденное. Успешность этого метода напрямую связана с тем, насколько четко сформулирована его цель, а так же цель родительского запроса. Метод наблюдения незаменим для первоначального накопления фактов.
2. Эксперимент. На помощь наблюдению приходит другой, более активный метод, позволяющий психологу вызывать интересующие его проявления детской психики. Это психологический эксперимент. В эксперименте исследователь намеренно создает и видоизменяет условия, в которых протекает деятельность ребенка, ставит перед ним определенные задачи и по тому, как эти задачи решаются, судит о психологических особенностях ребенка.
Кроме основных методов исследования — наблюдения и эксперимента,— в детской психологии применяются вспомогательные методы. Вспомогательными их называют потому, что они либо применяются в дополнение к наблюдению и эксперименту, либо пригодны только для изучения каких-либо частных сторон детского развития, либо, наконец, важны только для разрешения отдельных вопросов. К вспомогательным методам относятся изучение результатов деятельности детей, опрос (беседа), метод тестов и социометрический метод.
3. Изучение результатов деятельности. Продукты деятельности детей — это их рисунки, лепка, аппликации, конструкции, поделки, сочиненные ими сказки, стихи. Не все они имеют одинаковую ценность для психолога. То, что ребенок делает по прямым указаниям психолога, помогает выявить имеющиеся у него возможности понимания и выполнения этих указаний, степень внимательности, добросовестности и т.п. Так, детские рисунки служат материалом для выводов о разных сторонах психического развития ребенка. В них выражаются особенности восприятия детей и складывающихся у них представлений об изображаемых предметах. Ярко проявляется в детском рисовании и отношение к окружающему. Оно влияет и на выбор сюжета, и на способ изображения, в частности на окраску предметов и персонажей (нередко дети закрашивают изображение «плохих» людей и животных черной краской).
4. Метод беседы (опроса). Метод опроса для детей-дошкольников применяется в ограниченных пределах. До четырех лет опрос проводится, как правило, таким образом, чтобы дети отвечали, указывая на предметы или изображения. После четырех лет становится возможным и опрос, предполагающий словесные ответы детей, т. е. беседа в собственном смысле слова.
5. Метод тестов. Этот метод служит для определения у ребенка уровня знаний и умений, общего умственного развития или развития отдельных психических процессов и качеств. (Зависит от родительского запроса)
6. Социометрический метод. Этот метод применяется при необходимости определения взаимоотношений, складывающихся между детьми, положения, которое занимает каждый ребенок в группе сверстников.
Работа детского психолога может включать в себя:
Для решения проблемы ребенка зачастую достаточно родителям самим разобраться в причинах и изменить что-то в своем поведении, в ситуации, окружающей ребенка. Грамотно проведенная консультация очень часто снимает необходимость специальной психологической работы с самим ребенком.
Визит к психологу поможет разобраться с объективной ситуацией, с эмоциональным состоянием ребенка, выявить причины трудностей. Для этого вовсе не нужно дожидаться критической ситуации, психологическая профилактика не менее важна, чем медицинская.